Депутаты Госдумы предложили возмещать покупателям до стократной цены товара, если их права нарушены. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) же считают, что изменения дискриминируют ретейлеров. Оправданы ли такие заявления, разбиралась корреспондент "Вестей "ФМ" Александра Писарева.
Покупатель всегда прав. И эта правота может слишком дорого встать продавцам, возмущаются в Ассоциации компаний интернет-торговли. Дело в том, что новый законопроект, зарегистрированный в Госдуме, предполагает, что отвечать за нарушения они будут рублём. Причём - в многократном размере. А иначе никак, поясняет депутат Олег Нилов, один из авторов документа:
"Если будет какое-то судебное разбирательство, то штрафы даже для юридических лиц не превышают десятков тысяч. Поэтому бороться с этим, не повышая ответственность вот этих фальсификаторов, я считаю, невозможно. Основное предложение - повысить в разы. До 5 крат возрастает стоимость компенсации, которую вот такой продавец фальсификата должен будет вернуть гражданину. Вы не фальсифицируйте - и вас не обанкротят, проблем у вас не будет".
Речь идёт как о фальсифицировании товара, так и сопроводительных документов к нему. Такие меры серьёзно ударят по бизнесу, причём российскому. Потому что на западные компании правила не распространяется, негодует президент АКИТ Алексей Фёдоров. Негативный отзыв на проект подписали многие входящие в организацию фирмы. Бумагу отправили в комитет по экономической политике:
"Всем жителям России сейчас навязывают поведение, которое мы называем "потребительским экстремизмом". Теперь российский потребитель будет делать всё возможное - мы вынуждаем его этим законом - для того, чтобы телевизор упал на ногу, грубо говоря, повредил мизинец. Телевизор стоил 100 тысяч рублей, и можно ретейлеру предъявить штраф в 10 миллинов. Это десятикратный размер, если вдруг случайно (или специально) потребитель каким-то товаром нанёс себе некий ущерб. Благо суды сейчас практически в 100% случаев встают на сторону потребителя".
Свежий пример: в Саратове женщина засудила сеть магазинов из-за этикетки на яблоках. Она купила 2 фрукта за 32 рубля. Но не нашла на стикере информации об урожае, составе продукта, пищевой ценности и сроке годности. В результате получила компенсацию морального вреда в 200 рублей и оплату юридических издержек в 500 рублей.
Онлайн-ретейлеры приводят в свою защиту статистику: в 8 из 10 случаев суд встаёт на сторону потребителей. За прошлый год компаниям предписали выплатить по искам 35 миллиардов.
Это если смотреть с одной стороны. С другой - опять-таки, в 8 из 10 случаев вообще всех конфликтных ситуаций получается решить вопрос в досудебном порядке. Лишь немногие доходят до серьезного разбирательства, и только в том случае, если ретейлер упорствует, а у пострадавших есть все законные основания. Из-за куска колбасы воевать никто не будет: за 25 лет в Московском обществе защиты прав потребителей помнят только 5 споров из-за продуктов питания. Львиная доля разбирательств - из-за дорогих товаров, той же бытовой техники, дорогостоящих услуг. Вся мировая практика в защите потребителей отстаивает права более слабой стороны. У компаний есть штат юристов, говорит председатель правления организации Надежда Головкова:
"Торговля - это бизнес. И единственное, чего боится бизнес - это потери прибыли. Поэтому тут можно бороться только рублем, никак иначе. Другое дело, что взыскивать штрафы в пользу потребителей я не считаю правильным. Вот если бы это был штраф в доход государства, на укрепление контроля за соблюдением закона о защите прав потребителя, это было бы нормально. Сейчас 50% искового заявления идёт потребителю - я считаю, это нормально, может быть, даже избыточно".
Пока для торговых предприятий штраф несоразмерен прибыли, выправить ситуацию не удастся. Десятками тысяч ретейлеров не напугать. Между тем, по некоторым данным, недостоверную информацию в маркировке имеют больше половины товаров.
...
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ