Любовные прицелы по-корейски
[Примечание от skuniv - я давно хотел разместить на Маскулисте цикл статей на темы корейского общества, традиций, культуры, половой и брачной иерархии и прочих аспектов, отвечающих тематике сайта. Так как сам я в публиуистике не особо силен, статьи под моим авторством будут размещаться крайне редко, в основном буду публиковать статьи других авторов, которые показались мне интересными, с содержанием которых я согласен и готов его подтвердить с позиции стороннего наблюдателя.]
Итак, начнем. Сегодня я хотел бы представить Вам статью киевлянки Натальи Плаксиенко, которая была написана ей под впечатлением от посещения Южной Кореи. В статье описан сторонний женский взгляд славянской женщины на отношения полов в этой стране:
В корейском обществе очевиден серьезный переворот: по городу встречаются молодые пары, которые… держатся за руки, а иногда попадаются и самые дерзкие, которые сидят в обнимку в парке на скамейке и позволяют себе невероятное преступление целуются. Для нашего человека это может показаться смешным, но старшему поколению корейцев при виде такой деморализации молодого поколения не до смеха. А ведь еще каких-то пять лет назад влюбленные пары даже при свете Луны гуляли чаще всего на пионерском расстоянии.
Корея – страна с закостенелыми конфуцианскими нормами и установленными жизненными правилами, которые отводят главенствующую роль мужчине. Мужчина, по своей важности – «выше неба», то есть фактически рассматривается наравне с небесными силами. И как это принято на Востоке, абсолютно незавидное место занимает здесь женщина. Родители всегда считали рождение дочери большим горем для семьи и рожали детей до тех пор, пока не появится наследник. Собственно и в наше время практически в каждой корейской семье есть мальчик, что привело к неестественному преобладанию мужского населения над женским и автоматически лишило многих юношей возможности найти себе пару в родной стране. Поэтому и приходится многим корейским парням переступать неписаное правило и жениться на иностранках. Но даже и в таком случае предпочтение оказывается кореянкам, проживающим на севере Китая (в Маньчжурии), где сохранились старые корейские традиции и культура.
«Рай в шалаше» без денег не построишь!
Еще в недавнем прошлом, согласно положениям конфуцианской этики, дети с раннего возраста играли и росли разделенными по половому признаку, что нашло свое отражение в правиле: «начиная с 7 лет мальчикам и девочкам нельзя позволять находиться в одной комнате». Этого постулата строго придерживались, делая исключение только братьев и сестер. До сих пор в Корее существует множество «однополых» школ и вузов. Такое разделение не могло не наложить свой отпечаток на формирование взаимоотношений между представителями мужского и женского пола, тем более, что в учебных заведениях, так сказать, «разнополого» образца, то есть доступных и для девушек, и для парней, общежития не только раздельные, но и взаимные визиты их жильцам строго запрещены.
Однако со временем изменения происходят не только в экономике, но и в человеческих отношениях. Вот и в корейских фильмах всё большее место занимает эротика. Известные певицы заявляют, что готовы сняться в неглиже, а в обычной жизни молодежь начинает осознавать, что нет надобности идти против природы. На улицах появилось множество обнимающихся парочек, что вызывает негодование старшего поколения и страх перед крушением многовековых догм.
Несмотря на это в большинстве своем корейские парни всё еще остаются закомплексованными и несмелыми, а девушки – наивными и по-деревенски простоватыми. Да и куда торопить события, если по-настоящему серьезные отношения начинаются ближе к тридцати. Корейцы не спешат жениться, поэтому и не стараются искать свою единственную любовь со школьной или институтской скамьи и пронести ее до конца жизни. Такие «героические» поступки здесь не в моде. Причин этому несколько: необходимость закончить институт, устроиться на хорошую работу, а до этого отслужить в армии. Но сводится всё к одному – к финансовым обстоятельствам. Учеба в Корее, как и всё остальное, - удовольствие не из дешевых, поэтому головы молодых корейцев работают исключительно в счетном режиме. По их мнению, только финансовая обеспеченность – залог счастья и любви! Я как-то задала вопрос по этому поводу одному знакомому студенту: «так зачем тогда встречаться с человеком в студенческие годы, если у этих отношений нет будущего?» На это он ответил: «А как я могу думать о женитьбе, если не зарабатываю денег? Будут деньги, тогда и займусь поиском потенциальной невесты.
Однако когда готовность к женитьбе наконец-то приходит, оказывается, что поиски желаемого – дело нелегкое, и молодые люди довольно часто вынуждены прибегать к услугам свах и брачных агентств. Впрочем, для корейского общества это обычное явление, ведь в прошлом так вси и женились – не по любви, а исключительно через сваху. Последняя занималась не только сводничеством, но и выполняла посредническую роль в длительной церемонии «проверки на небесное благословение», то есть сопоставление дат рождения по восточному гороскопу. До самой свадьбы родители вели переговоры, получая через сваху информацию друг о друге, и если кандидатура им подходила, назначалась дата свадьбы. Только тогда и происходило первое знакомство жениха и невесты. Конечно, в современной Корее эта традиция отошла в прошлое, но родители продолжают активно участвовать в поисках достойной партии для своего чада, а сведенные молодожены ни в коей мере не чувствуют дискомфорта, оказавшись в такой ситуации.
Рациональный подход и любовный исход
Современные корейские девушки на удивление хорошо справляются с зажатостью и неопытностью своих кавалеров и уверенно берут ситуацию в свои руки. Создается впечатление, что даже первый поцелуй происходит по их инициативе. Очень странно наблюдать, как убежденно кроткие девушки сразу же после замужества превращаются в этаких голосистых молодух.
Замужество кардинально меняет не только стиль поведения, но и образ жизни корейской женщины. Теперь она всецело поглощена семейной жизнью и скована определенными ограничениями. Как бы ни утверждали кореянки, что времена изменились и они обрели свободу в обществе, на самом деле возможность работать и водить машину всё равно не позволяет до конца избавиться от предрассудков – своих и окружающих людей. Но нельзя отрицать и позитивные сдвиги в корейском обществе в отношении к женщинам. Взять хотя бы языковой момент. По традиции жена должна общаться в вежливом речевом стиле, а муж – в фамильярном. Сейчас молодок поколение пренебрегает этим правилом, как и многими другими конфуцианскими принципами взаимоотношений полов.
Тем не менее мужчина остается безоговорочным лидером в семье. Интересно, что сами корейцы выделяют у себя два ярких типа мужчин по характеру в зависимости от места проживания. Считается, что мужчины, проживающие в юго-западной части страны – отличаются мягкостью и большие подкаблучники. Кстати, неудачи нынешнего президента Ким Тэ Чжуна (примечание от skuniv: бывшего президента, судя по этому факту - статья писалась в самом начале 2000-х) многие связывают именно с этим. Мужчины из юго-восточных регионов – неразговорчивые, авторитарные и властолюбивые. Практически все предыдущие руководители страны были из этого региона. У меня была возможность проверить эту теорию на собственном опыте. Глава семьи, в которой я прожила четыре месяца, был представителем юго-восточного региона. Как только он, вечно угрюмый и неразговорчивый, появлялся в доме, вся семья замолкала на весь вечер. Вместо ответа на приветствие, максимум, на что я могла рассчитывать, отрывистый, выдавленный на одном дыхании звук «ммм». Как призналась мне его жена, «ачжосси» (кор. «дядя», «женатый мужчина») на самом деле очень хорошо ко мне относился. До этого у них жила одна квартирантка, которую он на протяжении года просто не замечал, а со мной в минуты особого вдохновения мог даже перекинуться несколькими словами! У «дяди» были крайности: он либо молчал, либо кричал на жену, при этом не обращая внимания на присутствие посторонних в доме.
Но нельзя сказать, что все корейские мужья – деспоты. В основном они очень ответственно относятся к своим обязанностям и просто души не чают в детях. А то, что по вечерам частенько задерживаются в компании друзей, – это тоже культурные особенности: даже слово «паккат янбан», которым в патриархальной Корее величали мужей, в переводе на русский дословно означает «человек вне дома» (примечание от skuniv: не совсем верно, дословный перевод - "дворянин извне") тогда как «чип сарам» – жена – переводится как «домашний человек» (кстати, слово «чип сарам» по-прежнему широко используется в разговорной речи). С давних времен мужчина в Корее занимался общественными делами, а женщина воспитывала детей и вела хозяйство. Поэтому и работающих «вне дома» женщин практически не было. И только нынешнее поколение женщин начало приобщаться к активной общественной роли. Но тут есть загвоздка. Ведь не каждый мужчина приветствует стремление жены к такого рода самостоятельности, и в основном только экономический фактор заставляет его «переступить через себя».
Для корейского мужчины благополучная семья – это не только «надежный тыл», но и своеобразная визитная карточка при продвижении по службе. Ведь если человек непорядочный семьянин, то как он может стать хорошим руководителем? Семейные неурядицы иногда могут даже стать причиной увольнения. Поэтому для корейца считается делом чести сохранить здоровые отношения в семье, даже если любовью там давно и не пахнет.
Обычно ошибаются те, кто, не зная хорошо корейской культуры, обольщают себя надеждой на то, что, воспылав страстью, корейский мужчина уйдет из семьи. Даже если в семье плохие отношения, судя по всему, он скорее не пойдет на такой рискованный шаг. Несмотря на существующее табу, случайные связи корейским мужчина далеко не чужды, но при этом они не теряют бдительности и контроля над ситуацией, так как начальство и окружающие ухода из семьи им не простят. Жены нередко догадываются о грехах мужей, но особых истерик по этому поводу не устраивают, к тому же экономическая зависимость не позволяет им предпринимать какие-то решительные меры. Чего не скажешь о мужьях. По законодательству до недавнего времени супружеская измена (в первую очередь со стороны жены) считалась уголовным преступлением, и нередко бывали случаи, когда разъяренный муж, заставший на месте преступления соблазнителя своей жены, вел его в чем мать родила прямиком в участок.
Создается впечатление, что отношения между супругами основаны не столько на пылких чувствах, сколько на рассудительном и конструктивном согласии. Ведь жены со спокойной совестью отпускают своих мужей в «одиночное плавание» на работу за границу или просто в провинцию, не желая следовать за ними по самым банальным причинам, типа неподходящих бытовых условий или несовместимостью со страной пребывания, при этом не думая, каково мужу находиться вдалеке от семьи без должной заботы и уюта.
Развод по денежкам считаем
В старину, когда девушка выходила замуж, обязательно в приданом был нож – чтобы могла покончить с собой в случае, если муж вдруг ее прогонит. А прогнать муж мог по нескольким причинам, в частности, если она не родит ему сына или окажется бесплодной, будет плохо выполнять свои обязанности или неучтиво относиться к родителям мужа. Дверь же родительского дома была для нее закрыта до тех пор, по не родит внука, не говоря уже о возможности вернуться после изгнания. Выход был один – смерть.
Времена меняются, и нож, если и есть в сундуке с приданым, то только как дань традиции. А среди корейцев, до недавнего времени готовых терпеть любые семейные неурядицы, лишь бы избежать общественного осуждения, стремительно растет количество разводов.
Меняются и причины разводов. Раньше самой главной причиной были нелады со свекровью, а сейчас разводы чаще всего вызываются экономическими трудностями. Начав работать, кореянки в определенной степени обрели независимость – и не только экономическую, но и личную, позволяющую им, вопреки традициям, решаться на развод.
Но при разводе женщины оказываются в неравных условиях, по закону дети остаются с отцом ввиду «экономической необеспеченности» матери. Выигрывают ли от этого дети, сказать тяжело, ведь помимо обеспеченности они нуждаются в материнской ласке. Был случай, когда один разведенный корейский бизнесмен привез с собой на Украину двоих малолетних детей, которые днями сидели голодные, пока он решал свои дела. Когда я спросила одну корейскую знакомую, что она думает на эту тему, она к моему удивлению ответила: «Но ведь у женщины нет денег, чтобы достойно содержать детей, да и потом, ей же надо как-то устраивать свою жизнь!»
Такая она корейская семейная жизнь, в которой крепко переплелись традиционная культура и новые веяния. В чем-то странная, а в чем-то безупречная. Вызывающая у одних восхищение, а у других негодование. А где, в какой стране бывает по-другому?
Источник vestnik.kr
|