Блаженный Августин Аврелий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Блаженный Августин Аврелий

354-430

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Блаженный Августин

Блаженный Августин

Августин Блаженный (Augustinus Sanctus), Аврелий (354-430) — христианский теолог, один из Отцов церкви (у католиков); воззрения Августина явились одним из главных источников ранней схоластики. Родился в г. Тагасте, в Африке.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 5.

Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка); родоначальник христианской философии истории (сочинения «О граде божием»); «земному граду» — государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» — церковь. Развил учение о благодати и предопределении, отстаивал его против Пелагия. Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь», изображающая становление личности. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии вплоть до XIII века.

+ + +

Августин Блаженный (354/430) — теолог, один из последователей западной патристики. Благодаря своему труду «О Граде божием» считается основателем христианской исторической философии (эсхатологии). Был противником Пелагия в вопросе понимания благодати и предопределения. Его перу принадлежит также автобиографический труд под названием «Исповедь», отличающийся глубоким психоанализом. Его учение, получившее название христианского неоплатонизма, было популярно среди философов и теологов до XIII века.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 5.

Епископ в Гиппоне

Августин Аврелий (354—430 н. э.) Епископ в Гиппоне, недалеко от Карфагена (Северная Африка), один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Его наследие по теологии и критике было поистине огромно. Наиболее известны: автобиографический труд «Исповедь» в 13 книгах (история пути Августина к христианству под влиянием проповедей Амвросия, епископа Миланского; «О граде Божьем» в 22 книгах — о событиях, связанных с завоеванием Рима Аларихом. В этом произведении он сопоставляет два мира — небесный и земной, выдвигает новую христианскую концепцию исторического развития. Августину удалось синтезировать все духовные системы своего времени — античные и христианские — в одну универсальную. Не случайно к его авторитету одинаково прибегали и католики и реформаторы. Помимо прочего Августин был блестящим стилистом; его «Исповедь» положила начало исповедальному жанру.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.6.

Христианский теолог и философ

Августин (Augustinus) Аврелий (354—430) — христианский теолог и философ. Сыграл видную роль в разработке и утверждении христианской догматики. Обосновывая идеи о праве церкви на принуждение в делах веры, боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Развивал теорию гармонии веры и разума, отдавая бесспорный приоритет нерациональными средствам приобщения к религии: авторитету священного писания, интуиции, чувствам, озарению. Автор первой в христианстве философии истории. Православие признает Августина блаженным, католицизм — святым и «учителем» церкви, протестантизм — одним из главных теоретиков. На идеи Августина опирались М. Лютер, Ж. Кальвин и др. Наибольшее влияние на протестантизм оказали учения Августина о божественном предопределении, божественной благодати, загробном воздаянии, избранничестве к спасению, мистическом озарении и др. Основные работы Августина: многотомный труд «О граде божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», «О свободе воли».

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 29.

Другие биографические материалы:

Филатов К.А. Святой, блаженный (Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011).

Фролов И.Т. Философ-мистик (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Виднейший средневековый мыслитель (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Можейко М.А. Христианский теолог и философ (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Столяров А.А. Христианский богослов и философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Затуловская Л.М. Один из крупнейших представителей патристики на Западе (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961).

Афиногенова О.Н. Один из великих западных учителей церкви (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015).

Кондаков И.М. Сын язычника и христианки. (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Ярошевский М.Г. Сосредоточился на познаваемости субъектом собственных психических актов и состояний (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005).

Для средневековья Августин был непререкаемым авторитетом (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Баландин Р.К. Его творчество существует в «вечном настоящем» (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012).

Блинников Л.В. Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Орлов Г. Рассказ из истории Православной церкви ("Церковь Христова").

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Августин из Брокгауза и Ефрона (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь).

Представитель западных "отцов церкви".

Далее читайте:

Августин. Исповедь (Статья А. А. Столярова о сочинении Августина).

Августин. Исповедь (Статья С. С. Неретиной о сочинении Августина).

Августин. О Граде Божьем (Статья А.А. Столярова о сочинении Августина).

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Opera omnia. P., 1864-1865. Т. 1-11;

Творения. Киев, 1905-1915. Ч. 1-8;

Исповедь // Богословские труды. М., 1978. Т. 19.

Литература:

Фаворов Н. А. Жизнь и творения Блаженного Августина. К., 1855. Н. Новг., 1907;

Хронологический список сочинений Августина в соотношении с основными изданиями // Августин. Исповедь / Подгот. А. А. Столяров. М., 1997. С. 453-460.

Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в., ч. I. Миросозерцание Бл. Августина. М., 1892; Попов И. В. Личность и учение Бл. Августина, т. I, ч. 1-2. Сергиев Посад, 1916; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979, с. 181-340; Troeltsch Е. Augustin, die Christliche Antike und das Mittelalter. Munch.-B., 1915; Cayre F. Initiation a la philosophic de 5. Augustin. P., 1947; Gilson Ё. Introduction a l^tude de Saint Augustin. P., 1949; Marrou H. I. S. Augustin et l'augusinisme. P., 1955 (рус. пер.: Mappy А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный. 1999); Jaspers К. Platon. Augustin. Kant. Drei Grunder des Philosophierens. Munch., 1967, Flasch K. Augustin. Einfuhrung in sein Denken. Stuttg., 1980. Онто-теология и гносеология. Ritter J. Mundus Intelligibilis. Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus, Fr./M., 1937; Chevalier I. S. Augustin et la pensee grecque. Les relations trinitaires. Fribourg, 1940; Falkenhahn W. Augustins Illuminationslehre im Lichle der jiingsten Forschungen. Koln, 1948; Cayre F.LacontemplationAuguatinienne. P., 1954; Anderson J. F.St. Augustine and Being. A metaphysical essay. La Haye, 1965; ArmstongA. H. Augustine and the christian Platonism. Villanova, 1967; Wittmann L. Ascensus. Der Aufstieg zur Transzendenz in der Metaphysik Augustins. Miinch., 1980; Bubacz B. St. Augustine's theory of knowledge. N. Y.-Toronto, 1981; O'Connell R.J. St. Augustine's Platonism, Villanova, 1984; Idem. Imagination and Metaphysics in St. Augustine. Milwaukee, 1986.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС