Энн Мойр и Дэвид Джессл. Пол мозга.
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Энн Мойр и Дэвид Джессл. Пол мозга.

2007 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Энн Мойр и Дэвид Джессл

Пол мозга

Истинные отличия мужчин от женщин

(выборочный перевод)

Глава одиннадцатая. «Отношение к работе»

Опыт израильских кибуцев позволяет судить о жизнеспособности идеи об одинаковости полов. В этих заведениях дети воспитывались в условиях, исключающих навязывание типично женских или типично мужских стереотипов поведения. Как повествует книга Л. Тайгера и Д. Шеффера «Женщины в кибуце» (Tiger, L., and Shepher, J., Women in the Kibbutz, Penguin Books, London (1977)) дети там «одеты в одинаковую одежду и одинаково пострижены вне зависимости от пола. Они берут те игрушки, какие хотят из общей кучи. Девочек не заставляют играть с куклами, а мальчиков – с машинками. К ним никогда не обратятся с заявлениями вроде «Девочкам нельзя так делать». Девочки лазят по деревьям, играют в футбол и участвуют в потасовках. Мальчики не стесняются плакать, укачивают кукол, учатся готовить и иногда вязать».
Не удивительно поэтому, что женщины в кибуцах управляли тракторами, а мужчины работали в прачечной. Поначалу. Но постепенно женщины перешли к традиционно женской работе, и их место в гаражах и полях заняли беглецы с кухонь. В итоге женщины кибуцев оказались в худшем положении, чем изначально: «Вместо готовки, глажки, штопки или уборки для своей семьи женщина готовит, гладит, штопает или убирает по восемь часов в день… Этот новый тип работы домохозяйки оказался скучнее безрадостнее, чем традиционный».
А вот результаты более свежего исследования жизни кибуца: «С каждым последующим поколением мы видим всё усиливающееся разделение на традиционно мужские и женские роли. Женщины предпочитают области морали, здоровья, образования и т. д., а мужчины – экономику, планирование или бизнес, которые традиционно в нашей культуре ассоциируются с мужчинами». (Tiger, L “Alienated from the meanings of reproduction” Masculinity and Femininity, Reinisch, J. M. et al. (eds.), Oxford University Press (1987)). На сегодняшний день поляризация полов по профессиональному признаку проходит в кибуцах более остро, чем среди остального населения Израиля. И это не может быть объяснено традиционным аргументом феминисток, что «женщин вытесняют на менее оплачиваемые рабочие места», потому что доходу в кибуце значения не придают.
Экономист Сильвия Хьюлетт (Sylvia Hewlett), посвятившая многие свои труды экономическому положению женщин после начала развития феминистских идей в 70-х в Америке и Британии, приходит к таким выводам: «Основной идеей эпохи стало полное отрицания разницы между мужчинами и женщинами. Теперь мы можем наблюдать результаты этого. Больше женщин, чем когда-либо работают вне дома, и некоторые из них прорвались в ранее закрытый мир властных структур. Но не смотря на все эти прогрессивные изменения, большинство женщин чувствуют меньшую экономическую стабильность, чем их матери».
В Британии, например, средняя зарплата женщины упрямо составляет две трети от мужской, не смотря на принятое постановление «О равной оплате труда». Ту же картину мы видим и в США. 99% процентов наиболее оплачиваемых должностей занимают мужчины. 98% британских профессоров – мужчины. Значительно увеличилось количество женщин среди адвокатов и нотариусов, но они остаются внизу корпоративной лестницы. В 1979 году Британия избрала женщину премьер-министром, но женщин-политиков стало меньше, чем в 1945. Если политика на самом деле призвана «служить людям», то женщины от природы должны лучше справляться с этим делом. Однако, возвращаясь к примеру кибуцев, не смотря на совершенное равенство политических прав, женщины проявили себя менее активно в парламенте кибуца.
Почему мы наблюдаем такую картину?
Этот вопрос спровоцировал исследование, избравшее своим объектом представителей академических кругов. Успех там измеряется, в том числе, количеством опубликованных работ. Интересно, что мужчины публиковались больше, чем их незамужние коллеги-женщины. То есть объяснение их меньшей успешности занятостью семейными делами не срабатывает. Как объясняет Корин Хатт (Corinne Hutt), британская исследовательница различий полов: «Мужчины и женщины академики по-разному понимают свою профессиональную задачу. Мужчины больше озабочены престижем и карьерой, в то время, как женщины – развитием студентов, кураторством и организацией жизни учебного заведения».
Как показывают опросы, больше мужчин, чем женщин считают, что достижение цели приносит им наибольшее удовлетворение. В тоже время 50% женщин, и только 15% мужчин выбрали ответ «наибольшее удовлетворение мне приносит успех в деле, которое положительно отражается и на других людях».
И снова мы возвращаемся к различиям, имеющим корни в организации мозга полов. Женщины привносят в мир работы социальный и личный аспекты, так же как они с момента рождения проявляют больший интерес к людям и общению. Мужчины, по тем же биологически обоснованным причинам, больше увлечены безличным миром власти.
Интересной иллюстрацией различного подхода полов к работе стал случай в одной американской компании, входящей в Fortune-500, когда её обвинили в недостаточном количестве женщин на руководящих должностях. Это буквально поразило руководство компании, которое всегда преподносило себя, как борца за права женщин. Чтобы понять, что пошло не так, были приглашены эксперты Hoffman Research Associates, которые в течение нескольких недель проводили исследование и пришли к выводу, что виной всему разница в мотивации. Женщины-клерки оказались менее склонными к дополнительным нагрузкам и увеличению количества рабочих часов, они также не рассматривали свою работу, как первую ступень в карьерной лестнице. 44% сказали, что предпочли бы сократить свой рабочий день, это вдвое больше, чем мужчин сторонников этой идеи.
По заключению другого исследования в этой же области: «Как считают женщины, достижение карьерных высот сопряжено с максимальной жертвой времени и усилий, а значит и личных интересов, ущемлять которые женщины не готовы».
Соревновательность больше привлекает мужчин. Исследование, проведённое среди старшеклассников, где и парни и девушки нуждаются в получении максимально высоких баллов, показало, что первые лучше проявляли себя в соревновательных условиях, в то время, как вторые – при отсутствии соревновательности.
Риск – также принадлежит к мужским предпочтениям. По исследованиям американских учёных (см. Kipinis, D., “Intelligence, occupational status and achievement orientation”), большинство молодых мужчин, заканчивающих школу, не склонны к выбору карьеры, гарантирующей стабильность и постепенность развития. Они выбирают возможность полного поражения, но большие дивиденды в случае успеха. Девушки демонстрируют иные предпочтения: суть работы для них гораздо важнее, чем достижения или финансовый успех.
Как заключает американский профессор Майкл Левин (Michael Levin): «Не существует всемогущего космического бухгалтера, который распределяет зарплату за наличие мужских мозгов. Всем платят за сделанную работу. Мужчины чаще добиваются высокооплачиваемых должностей просто потому, что прикладывают больше усилий».
Но существует и другая сторона медали – любовь мужчин к общественному одобрению. Самооценка мужчины зависит от признания его действий или слов окружающими, людьми, которых он уважает, его коллегами, то есть мужчинами. Поэтому мы можем наблюдать такой, например, интересный феномен: работа кассира в банке считалась когда-то очень престижным мужским занятием в США. Теперь, когда в окошках касс мы видим в основном женские лица, - никто не говорит о ней, как о «престижной». То же самое произошло и с профессией учителя.
Никто не собирается отрицать, что существуют женщины, которые умнее большинства мужчин, или что они превосходят мужчин в чувствительности и речевых навыках, что может сделать их более успешными докторами, священниками, законодателями или судьями, чем мужчины. Просто благодаря различному мировосприятию мужчины и женщины привносят разные и часто взаимодополняющие навыки в работу, которую делают. Было бы логично и правильно осознать и научиться пользоваться их талантами.

Вернуться к оглавлению

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ



МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев